Итальянское искусство издавна пленяло русскую аристократию, и лучшие произведения мастеров Апеннинского полуострова оказывались в собраниях Юсуповых, Строгановых, Бенуа и других именитых фамилий. Величественные дворцы превращались в музеи, коллекции росли с невероятной скоростью. Но как сложилась их судьба?
Многие произведения из этих собраний легли в основу крупнейших музейных коллекций России – Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина. Однако не все шедевры остались в стране: революция, войны, аукционы, тайные сделки изменили их путь. Некоторые произведения оказались за границей, и сегодня их можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Отправной точкой дискуссии станет история Строгановых – династии, обладавшей выдающимися художественными памятниками. Помимо знаменитого дворца на Невском, они построили дом у Летнего сада, где впервые в России собрали коллекцию итальянской живописи до Рафаэля, представляя её в диалоге с искусством немецкого Возрождения. Особое внимание будет уделено одному из сокровищ этого собрания – скульптуре «Фавн», а также концепции «Микеланджело против Гольбейна», о которой расскажет Сергей Олегович Кузнецов.
На встрече мы обсудим, какое место итальянское искусство занимало в жизни русских коллекционеров, как формировались их собрания и какие произведения можно увидеть в музеях России и за её пределами.
Специальные гости встречи:
– Сергей Олегович Кузнецов – кандидат искусствоведения, доктор исторических наук, исследователь рода Строгановых. В своём выступлении «Микеланджело против Гольбейна» он расскажет о скульптуре «Фавн» – одном из сокровищ коллекции графа П. С. Строганова.
– Надежда Юрьевна Чамина – историк искусства, переводчик, художественный критик, кандидат искусствоведения, Ph.D Болонского университета, специалист по итальянской живописи эпохи барокко и театрально-декорационному искусству XVII–XVIII вв. Она подробно разберёт подход Юсуповых к коллекционированию и сценографии.
Модератор: Иван Дмитриевич Чечот – искусствовед, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусства.