Итальянские корни русского авангарда

Переклички и расхождения итальянского и русского авангарда на одиннадцатом заседании Дискуссионного клуба Artistico
25 октября | Cуббота
13:00
наб. р. Фонтанки, 44, 1-й этаж, Медиахолл
В начале ХХ века в искусстве случился взрыв: итальянский футуризм, с его скоростью, шумом, движением и культом машины, пронесся по Европе, оставив яркий след и в русском искусстве. Но каким образом эта энергия перекочевала через границы? Что именно заимствовали русские художники, а что радикально переосмыслили? И почему сегодня разговор о футуризме снова звучит так современно?

На октябрьском заседании дискуссионного клуба Artistico мы поговорим о перекличках и расхождениях двух художественных миров – итальянского и русского авангарда.

Приглашенные спикеры:

  • Глеб Ершов – кандидат искусствоведения, профессор Школы искусств и культурного наследия Европейского университета в Санкт-Петербурге, лауреат премии им. Сергея Курехина – представит доклад «От Филиппо Томазо Маринетти к Гилее. Как итальянский футуризм заражал и раздражал русских художников» и расскажет о том, как манифесты и практики итальянцев отозвались в кружке «Гилея», почему заимствования всегда сопровождались сопротивлением и в чем заключалось это творческое напряжение.
  • Вероника Абашина – искусствовед, куратор, член объединения «Форма + Цвет», ведущий координатор научной работы Русского музея – в докладе «Близость и различия футуризма в искусстве двух стран, или «лапша для гурманов»: как русские художники переварили итальянский манифест» вернется к опыту выставки «Итальянский футуризм из коллекции Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций» (2021). Мы увидим то, как русские художники видели своих итальянских современников, как работали с темами времени и пространства, и что в итоге получилось из «переваренного» манифеста Маринетти.

Модератор встречи – Иван Чечот, искусствовед, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств, почетный председатель дискуссионного клуба Artistico.

На октябрьской встрече мы вместе попробуем понять, где проходят линии влияния и расхождения между двумя футуризмами, и почему русский авангард невозможно представить без его итальянских корней.