Лекция приурочена к открывающимся 26 апреля выставкам - "Божественный Микеланьоло и его современники" в Эрмитаже и "Микеланджело в объективе Аурелио Амендолы" в Музее христианской культуры.
Каждый из так называемых Титанов Возрождения внес свой весомый вклад в развитие нового живописного языка эпохи. Леонардо изобрел новую схему композиции – пирамидальную, а также активно занимался разработкой приемов световоздушной перспективы; Рафаэль создал и усовершенствовал устойчивые иконографические формулы и модули, вошедшие в искусство на многие века; тогда как Микеланджело дал совершенно новую трактовку пластике человеческого тела, основываясь не только на анатомии, но и на ином отношении к личности.
Его находки были настолько оригинальны и точны, что практически все современные ему художники, среди которых был даже великий Рафаэль, не могли удержаться от прямых цитат из творчества Микеланджело. После появления его скульптурных и живописных шедевров искусство уже не могло остаться прежним.
На лекции мы проследим, как представление о человеческом теле в искусстве изменилось в эпоху Ренессанса: от гармонии и ясности Леонардо и Рафаэля – к экспрессии, напряжению и почти сверхчеловеческой мощи в работах Микеланджело. Как эти перемены отразились в композиции, пластике, в символике телесности? И почему они продолжают влиять на искусство до сих пор?
О трансформациях пластического языка – академично, а о различных курьезах и перипетиях в жизни великого мастера – увлекательно, расскажет Ирина Голубева – кандидат искусствоведения, специалист по итальянскому Ренессансу.